Якутские ученые создали модель для прогноза аварий на энергетических объектах и транспорте

Ученые Института физико-технических проблем Севера Сибирского отделения РАН разработали модель накопления повреждений в конструкциях энергетических и транспортных объектов на основе данных по Якутии. Как рассказал ТАСС замдиректора института по научной работе, руководитель проекта Валерий Лепов, разработка позволит оценить и в ряде случаев продлить ресурс конструкций, а также поможет предупреждать технологические аварии.

«Модель подходит для любых металлических конструкций, материал которых накапливает повреждения и становится хрупким при низких температурах. Теоретически мы получили формулировку подхода механики разрушения, которую привязали к проблемам транспорта и энергетики. В нашей модели используются экспериментально получаемые характеристики металлов, которые применяются в республике. Модель можно применять для прогноза разрушений, из-за которых происходят аварии, и продления ресурса конструкций путем своевременной замены», — рассказал Лепов.

Ученые изучили 784 аварии, которые произошли на энергетических объектах в Якутии — котельных, систем передач тепла, ЛЭП, подстанциях, а также проблему бокового износа колес на участке железной дороги Нерюнгри — Томмот. Теория накопления повреждений изначально была разработана в Институте гидродинамики Сибирского отделения РАН в Новосибирске, якутские ученые дополнили ее для материалов с изменяющейся микроструктурой.

По словам Лепова, основная проблема энергетики в Якутии — использование материалов, не рассчитанных на климат республики. «В котельных используют материалы, которые не выдерживают высокий перепад температуры, в основном используют обычную сталь. Трубы перегреваются, нарушается температурный баланс и происходит авария. Также в целом до 60% теплотрасс не имеют соответствующего утепления, а износ конструкций доходит до 75%», — отметил ученый.

Читайте также:  Полеты на Марс отменяются: обанкротилась компания, обещавшая покорить Красную планету
Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *