«Игрушка» из Татарстана и французские «Мистрали»

На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге представители Зеленодольского завода имени Горького впервые представили публике модель десантного судна проекта А223, предназначенное для высадки личного состава и бронетехники на неприспособленную береговую полосу. Интригу происходящему добавил тот факт, что, по имеющимся данным, разрабатывалось судно непосредственно под размещение на «Мистралях» — тех самых, которые наш Военно-морской флот так и не получил.

Без морской болезни

По словам заводчан, проект этого судна выполнялся на базе скоростного гражданского судна А145. Напомним, торжественная церемония спуска на воду «сто сорок пятого» — пассажирского теплохода нового поколения, построенного производителями быстроходных «Метеоров», состоялась в августе 2011 года, а через месяц он был уже представлен на Международном экономическом форуме в Сочи. Если коротко, то А145 представлял (и представляет) собой дальнейшее развитие своего предшественника — глиссирующего теплохода «Лена» (получил серьезный опыт работы на Енисее и собственно Лене), выполненное с учетом требований по устойчивости и непотопляемости французского классификационного общества «Bureau Veritas» и российского судового регистра.

По словам главного конструктора холдинговой компании «АкБарс» (туда входит и Зеленодольский завод) Сергея Породникова, в России «изделия» подобной вместимости не строились с девяностых годов. «Российских аналогов новому судну нет — оно построено по новым правилам, по новому коду безопасности. А так как в России в последнее время уже давно не строили морские быстроходные суда, соответственно, ни одно отечественное быстроходное судно новому коду безопасности не соответствует», — цитировали его РИА Новости.

При водоизмещении в 83 тонны судно рассчитано на перевозку ста пятидесяти пассажиров с багажом. Скорость хода — не менее 40 узлов, автономность — 200 миль (по словам производителей, если на машине путь из Сочи до Новороссийска занимает двенадцать часов, то на этом скоростном пассажирском глиссере — лишь три с половиной часа). Кроме того, судно имеет специальную систему стабилизации и способно работать без ограничения мощности при волнении моря до 4 баллов и до 5 баллов на пониженной скорости. Даже глава Татарстана Рустам Минниханов оценил инновационность этой «ласточки», назвав ее «очень современным судом мирового уровня».

Читайте также:  Выборы главы РАН перенесли со скандалом

Имени Виктора Черномырдина

Меньше чем через год зеленодольцы торжественно сдали второе судно проекта А145. Правда, оказалось, что их производство (и первого, и второго) было сугубо инициативой производителя; то есть изначально заказчика на них не было, но была надежда, что судна кого-то заинтересуют будучи уже готовыми. По одной из «легенд», между тем же Миннихановым и тогдашним главой Краснодарского края Александром Ткачевым якобы существовала договоренность, по которой оба этих судна (стоимость каждого — под 300 миллионов рублей) предполагалось использовать на черноморских прибрежных перевозках, в том числе во время Олимпиады-2014, но этого не случилось и «ласточки» в итоге оказались на Ямале под названиями «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин». Зато осенью 2016 года стало известно о выпуске скоростного пассажирского судна на воздушной каверне «АкБарс» все того же проекта А145.

Судя по имеющейся информации, оно построено в версии разъездного катера и обладает практическими всеми прежними характеристиками кроме пассажировместимости: всего 12 человек вместо прежних 150. На интернет-форумах уже успели пошутить, что, наверное, эти двенадцать мест просто с комфортными кроватями, а не чисто сидячие, как в более привычном варианте. Впрочем, в каждой шутке, как известно, есть лишь доля шутки…

«Кого мы собираемся захватывать?»

Итак, модель десантного судна, вдруг «выросшего» из гражданской (пусть и инновационной) «ласточки», стала одним из главных открытий Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге, где и была якобы впервые показана. Якобы — потому, что еще летом 2013 года деловая газета Татарстана «Бизнес-Online» рассказывала: впервые десантный проект А223 был презентован военным 25 января 2013 года во время посещения Зеленодольского завода имени Горького замминистром обороны Юрием Борисовым. «Интерес военные проявили, а далее… Надо начинать с концепции Вооруженных Сил: кого мы собираемся захватывать, где высаживаться и так далее. В принципе, эти катера можно использовать для высадки десанта, перевозки танков и другой техники с вертолетоносцев «Мистраль» — говорил тогда заместитель генерального директора ООО «Агат Дизайн Бюро» Андрей Сорокин.

Читайте также:  Появилось первое фото китайского гиперзвукового истребителя "Темный меч"

Тогда же стали известны и некоторые подробности самого судна — по данным того же издания, на нем предусмотрен по правому борту управляемый из рубки пулеметно-гранатометный модуль. Что же касается конкретно вместимости под десантные нужды, то тут вроде как все зависит от модификации. Самая компактная — это либо один танк Т-90, либо четыре БТР-80, либо четыре «Урала-4320». Самая внушительная — три танка либо семь БТР-ов или грузовиков.

«Что можно сказать об А223? Это проект средне- и высокоскоростных средств высадки. Отмечу современный боевой модуль, причем он реально конкретный — по моей информации, его установка на А223 проработана с тульским Конструкторским бюро приборостроения. Словом, считаю, что А223 — реальная проработка, которая может за реальные деньги в реальные сроки быть воплощенной. То есть это не очередная фантазия в стиле, скажем, экранопланов, которые пытаются представить ответом на все возможные вызовы, это реально воплощаемый на существующих заводах в короткие сроки проект. Моя оценка: если сейчас начать, то через год А223 реально заложить и за полтора года построить…», — говорил эксперт Центрального военно-морского портала Дмитрий Глухов.

Подчеркнем, и по сей день речь в любом случае идет лишь о модели судна. Тем не менее, это, например, не мешает еще одному военному эксперту Александру Мозговому заверять, что эти катера обладают большей мореходностью и быстроходностью, и более пригодны для загоризонтной высадки десанта с кораблей типа «Мистраль», чем их западные аналоги. Кроме того, они необходимы на Каспии, Балтике и подходят для Черного моря.

Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *