«К перевозкам пассажиров не годен». Самая страшная тайна «Адмирала Нахимова»

31 августа — очередная годовщина крушения теплохода «Адмирал Нахимов» — самой большой морской катастрофы времен СССР. Тогда в столкновении с сухогрузом «Петр Васёв» погибли 423 человека из более чем 1200 находившихся на судне. Виновниками их смерти назвали капитанов обоих судов. И это — неправда!

Автор этой заметки был в качестве репортера газеты «Труд» с первого дня после трагедии в Новороссийске. Говорил с пассажирами «советского «Титаника», спасателями, моряками… Видел беспредельное горе родственников, которые опознавали трупы близких на знаменитом 15-ом причале…Потом я сидел на суде в Одессе, в результате которого оба капитана — Ткаченко и Марков — получили по 15 лет лагерей.

 

Капитаны Виктор Ткаченко (слева) и Вадим Марков на суде в Одессе

 

В процессе суда его председатель то и дело бегал к телефону — звонили из Москвы! До последнего приговор был не ясен. И если вина капитана сухогруза Ткаченко была совершенно очевидной (он просто обманул «Нахимова», заверяя, что пропустит пассажирский лайнер, тогда как сам и не собирался этого делать), то за что впаяли Маркову ровно столько же, сколько и Ткаченко — большой вопрос.

Да, Марков не был на капитанском мостике «Нахимова» в момент аварии. После выхода из порта капитан задал нужный курс своему судну, договорился с Ткаченко о том, они «разойдутся правыми боками» и пошел в свою каюту. Ведь ровным счетом ничего не говорило о какой-то хотя бы мифической опасности! В ночь на 1 сентября стояла прекрасная летняя погода, был полный штиль, а кроме сухогруза «Петр Васев» на много миль вокруг не было ни одного плавсредства. Сам многоэтажный «Нахимов» светился всеми огнями как новогодняя елка и был виден за несколько километров.

Читайте также:  Лучшее впереди: что мешает стать счастливым человеком и как это преодолеть

 

Вот почему на мостике парохода стоял второй помощник Чудновский. Мореход, к слову, многоопытный, он до последнего пытался избежать столкновения с сухогрузом. Сделал один маневр, второй, третий… Кричал по рации, чтобы «Васев» сбавил ход…

 

Сухогруз «Петр Васев» после столкновения с «Адмиралом Нахимовым»

 

После того, как сухогруз протаранил-таки своим подводным выступом — бульбом — корпус «Нахимова», тот затонул в течение 12 минут. Офицер Чудновский как истинный заложник чести заперся у себя в каюте и утонул вместе с судном. Капитан Марков пошел под неправедный суд.

Советская Фемида поставила знак равенства не только между виной обоих капитанов, но приравняла ее к гибели сотен людей.

 

Круизный лайнер был воплощением советской мечты о красивой жизни. Только очень старым…

 

Да, формально связь между столкновением судов и смертью людей — самая прямая. Но любой моряк знает, что лайнер длиной 174 метра и высотой с 15-этажный дом НЕ ДОЛЖЕН пойти ко дну за считанные минуты.При аналогичных пробоинах иностранные «конкордии» тонут долгими часами, а то и сутками, а экипаж и пассажиров успевают эвакуировать. То есть никакой фатальной неизбежности погибнуть сотням людей — нет.

Другое дело — «Адмирал Нахимов», которому в 1986 году исполнился 61 год и который уже лежал на дне морском, будучи затопленным в Германии советскими моряками (немецкий лайнер «Берлин» был во время войны плавучим госпиталем).

В документах следствия, которое вел старший следователь Генпрокуратуры СССР Уваров, я видел Заключение экспертов по безопасности мореплавания, сделанное до начала навигации 1986 года. Черным по белому там сказано: «Адмирал Нахимов» к перевозке людей НЕ ПРИГОДЕН и должен быть списан на лом. Главная причина — в том, что плавучесть судна после столкновения с чем-либо была на нуле. Внутренние створки, которые закрывают отсеки в трюме и должны обеспечивать живучесть посудины, НЕ работали. Они просто сгнили.

Читайте также:  Три совета от психотерапевта на все случаи жизни

Однако Черноморское пароходство не могло обойтись без «Нахимова»,- план по пассажирским перевозкам никто из Москвы не отменял. Поэтому, перекрестясь и вспомнив русское «авось провезет», лайнер отправили в очередной круиз.

Понятно, что никакой вины капитана Маркова в эксплуатации негодного судна нет. Ему приказали — он поплыл. Поэтому на скамье подсудимых должны были сидеть его начальники из Одессы и начальники из Москвы, а так же рой проверяющих и ответственных за безопасность водного транспорта инспекторов и контролеров.

Но в таком случае дело «Нахимова» приобретало системный характер с политическим подтекстом. Выходит, что сама советская власть с ее абсурдной плановой экономикой организовала «катастрофу века». И ладно бы в тот злополучный год гибель «Нахимова» была единственным резонансным ЧП. Но в апреле того же 1986-го случилась вселенская чернобыльская авария. Раздувать на ее неугасимом радиоактивном фоне еще и скандал с утонувшим пароходом было никак нельзя.

Именно поэтому обоих капитанов сделали крайними. Отнюдь не случайно сразу после распада СССР оба капитаны были помилованы в 1992 году указами Президентов Украины и России.

Вадим Марков после освобождения продолжил работать в Одессе капитаном-наставником на пассажирских кораблях. Умер 31 мая 2007 года.

А вот непосредственный виновник катастрофы (но, повторяю, не гибели 423 человек!) Виктор Ткаченко переехал в Израиль. В 2003 году он погиб в море, управляя яхтой у берегов Ньюфаундленда.

Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *