Может ли МиГ-35 уцелеть в реальном бою с F-22

Американский журнал The National Interest продолжает серию диванных сражений за завоевание господства в воздухе. На сей раз в качестве спарринг-партнера двух главных американских истребителей — Lockheed/Boeing F-22 Raptor и Lockheed Martin F-35 Lightning II — избран российский истребитель МиГ-35.

Автор публикации достаточно подробно рассматривает достоинства российского самолета, который относится к поколению 4++. Это означает, что по некоторым характеристикам он все-таки не дотягивает до пятого поколения. Например, в его конструкции стелс-технологии использованы не в полной мере. Он имеет лишь покрытие из радиопоглощающего материала. Но конструкторы использовали уже существующий планёр, принадлежащий семейству истребителей МиГ-29, который не «облизан» для того, чтобы добиться максимального рассеивания в пространстве радиоволн, излучаемых РЛС противника.

Не дотягивает самолет и по части полета на сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме, который характерен значительно меньшим расходом топлива, чем при работе форсажной камеры. И это, пожалуй, всё. Остальное вполне вписывается в концепцию самолетов пятого поколения. А важнейшее из «всего остального» — это эффективность бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения.

Необходимо сказать, что из двух американских самолетов, с которыми МиГ-35 сражается на страницах The National Interest, лишь F-22 можно безоговорочно считать истребителем пятого поколения. У F-35 та же самая проблема по части сверхзвукового бесфорсажного полета. В этом режиме не дотягивает он, как единодушно считают все эксперты, до скорости 1,2 М, которая указана в его официальных характеристиках.

Там, кстати, много что не дотягивает до пятого поколения. Например, не удалось создать внутренние отсеки для вооружения значительного объема. Ударный потенциал истребителя невелик.

Еще необходимо сказать о маневренности. Американцы заявляют, что для истребителей пятого поколения маневренность не играет существенной роли. Однако у F-35 она, что называется, ниже плинтуса. То есть в ближнем бою этот самолет заведомый труп. Совершенно непонятно, зачем же его оснастили пушкой, которая может использоваться только на малых дистанциях.

Читайте также:  Космос. Три новости

Также заявленная компанией «Локхид Мартин» ЭПР этого самолета на уровне 0,001 кв.м. у экспертов вызывает лишь скептическую улыбку. При анализе профиля передней полусферы F-35 получается существенно большая ЭПР. Надо сказать, что по части жульничества с данной характеристикой компанию «Локхид Мартин» уже схватили в этом году за руку. Правда, это было связано с «Раптором» — F-22, ЭПР которого указывался на уровне 0,0001−0,0002 кв.м. То есть это должен быть абсолютный невидимка. Однако в начале этого года из Сирии пришел скрин дисплея прицельной системы Су-35С, на котором отчетливо виден F-22. Был скандал, но он вскоре рассосался естественным образом, в связи с крушением японского F-35 над Тихим океаном.

Надо сказать, что The National Interest, анализируя боевые возможности истребителя МиГ-35, относится к нему с большим уважением, чем родное Министерство обороны, заказавшее самолет в совершенно гомеопатических количествах. При этом, «компетентные органы» усиленно внедряют идею относительно того, что у этого самолета прекрасный экспортный потенциал, так пусть РСК МиГ гонит его за границу сколь угодно большими сериями.

Но вот американцы всерьез задаются вопросом о том, каковыми могут быть результаты при столкновении в воздухе МиГ-35 с F-22 и F-35. И отмечают достоинство бортовой РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой. Ее характеристики раскрыты по самому минимуму. Известно, что РЛС обнаруживает истребители четвертого поколения с ЭПР 5 кв.м. на расстоянии в 200 км. Сопровождает 30 целей, одновременно обстреливает 10. Разрешающая способность при картографировании — 1×1 метр.

В начале этого десятилетия МиГ-35 выбыл из тендера по закупке Индией более сотни истребителей для своих ВВС. Однако это был не нынешний самолет, а его полуфабрикат с существенно более слабыми характеристиками. Одна из главных претензий к той машине заключалась в недостаточной тяге двигателя. Теперь двигатель новый, то есть модернизированный, у МиГ-35 существенно возросла тяговооруженность.

Читайте также:  Первая зенитно-ракетная система С-350 будет размещена в Ленинградской области

Усиление двигателя способствовало и улучшению маневренных качеств. Причем у истребителя есть большой потенциал этой характеристики. Существует новая модификация двигателя с отклоняемым вектором тяги, которая может поставляться заказчику как дополнительная опция. Но и нынешнего двигателя вполне достаточно для того, чтобы у МиГ-35 были существенно более высокие шансы на победу в ближнем бою с обоими американскими самолетами пятого поколения.

Однако встреча самолетов происходит на большой дистанции. И пуск ракеты большой или средней дальности осуществляет тот самолет, который первым заметит противника. И, казалось бы, более сильная позиция тут на стороне у «американцев», ЭПР которых все же меньше, чем у МиГ-35.

Но это чисто «диванная» тактика ведения воздушных боев, когда два одиноких самолета встречаются в стерильном воздушном пространстве. Самолеты совершают групповые полеты. На земле могут располагаться радары зенитно-ракетных комплексов или же радиотехнических войск. В воздухе могут находиться самолеты ДРЛОиУ. И в такой ситуации, когда радары обнаружения и целеуказания обмениваются информацией с истребителями, а также истребители информационно поддерживают друг друга, роль индивидуальной малозаметности существенно снижается. И еще — обмен информацией и взаимодействие боевых единиц является неотъемлемым свойством и истребителей пятого поколения, и прочей современной военной техники.

Так что можно предположить, что куда более существенную роль в воздушных сражениях ближайшего будущего будет играть не индивидуальная малозаметность самолетов, а качество ракетного вооружения и способность отражать ракетную атаку.

МиГ-35 оснащен ракетой «воздух-воздух» большой дальности Р-37М. Ее дальность достигает 300 км. «Американцы» же имеют ракету AIM-120D, дальность которой существенно ниже — 180 км. То есть МиГ-35 может запустить эту ракету, получив внешнее целеуказание, поскольку собственная РЛС не разглядит противника на таком расстоянии. При этом увернуться от нее будет крайне непросто — при перегрузочной способности в 22 g ракета развивает скорость до 6 М. Скорость американской ракеты существенно меньше — 4 g.

Читайте также:  Новые фотографии астероида Рюгу

Есть у МиГ-35 и ракета средней дальности Р-77. Дальность и скорость у нее меньше — соответственно 110 км и 4,5 М. Но перегрузочная способность выше — около 30 g.

Если ракеты большой и средней дальности имеют активную радиолокационную головку самонаведения, то ракеты для ближнего боя оснащены тепловыми ГСН. У нас используется ракета Р-73, у «американцев» — AIM-9X Sidewinder. Ракеты примерно одинаковые по возможностям, хоть и имеют различные рулевые системы. Перегрузочная способность у обеих порядка 40 g. Но, как было сказано выше, при ближнем столкновении истребителей громадное значение имеет маневренность. Так что перевес должен быть на стороне МиГ-35.

Но маневренность играет роль и при уклонении от ракет большой и средней дальности. У F-22 относительно его молодого собрата F-35 тут все вполне прилично.

Но при противоракетной обороне используется также и аппаратура радиоэлектронной борьбы. Против ракет с тепловыми ГСН она малоэффективна. Но при атаке ракетами средней и большой дальности с АРЛ ГСН комплексы РЭБ способны уводить ракеты в сторону. Возможности таких комплексов всегда секретятся. Но о них можно косвенно судить по развитию в России и США военной радиотехники. Всеми признано, причем по обе стороны Атлантического океана, что в технологии РЭБ русские достигли существенно больших успехов, чем американцы.

The National Interest в конечном итоге не берется определить победителей в сражении нашего истребителя с американскими. Нам же представляется, что возможности F-22 и МиГ-35 примерно равны. У F-35 они ниже. Прав австралийский эксперт Деннис Дженсен, заявивший, что США, предлагая своим давним стратегическим партнерам истребитель F-35 вместо F-22, уподобляется продавцу мотоциклов, который предлагает покупателю скутер.

Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *