Призрак жареного петуха: эксперты оценили отключение базы данных ГИБДД

В Федеральной информационной системе (ФИС) ГИБДД по всей территории России сегодня утром был зафиксирован сбой. Во многих подразделениях было невозможно зарегистрировать автомобили, а также снять их с учета. Эксперты прокомментировали очередную внештатную ситуацию.

Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведёрок»:

— Наше общество уже зависимо от баз данных, от информационных систем. Ничего не попишешь — такие сбои бывали, есть и будут. Например, база данных Росреестра как-то зависала на целых три недели. Все было гораздо хуже — люди не могли провести сделки, у них накрывалась ипотека. Конечно, для таких случаев можно создать и резервную систему, но она — со 100%-ным резервированием — и стоить будет в два раза дороже, а то и более чем в два раза. И в бюджете на это просто не выделяют денег.

Негативными последствиями для автомобилистов от сегодняшнего сбоя могут быть штрафы, которые они получат не по своей вине. Например, машину нужно поставить на учет в течение 10 дней. Запись на эту процедуру идет за две недели, а из-за сбоя данные могут быть показаны некорректно. И вы придете и получите штраф в 1500 рублей, что несправедливо — ведь люди не поставили машину вовремя на учет не по своей вине. А идти в суд и доказывать, что ты не виноват — геморрой. Также люди, которые записались через портал «Госуслуги» будут вынуждены идти и выстаивать живую очередь, а это тоже абсолютно несправедливо.

 Игорь Моржаретто, автомобильный обозреватель:

— Сегодняшний сбой — неприятный звонок, мы убедились в несовершенстве этой базы. Если она обрушилась один раз, то, стало быть, может и второй раз и это очень печально, тем более, что сейчас страна переходит на цифровые носители, бумажных во многих случаях уже просто нет. У нас теперь паспорт транспортного средства (ПТС) только в электронном виде. И создание каких-то резервных возможностей просто необходимо, потому что иначе это может просто привести к коллапсу всей нашей жизни, если «отвалятся» базы.

Читайте также:  Путина встретили в Пекине прыгающие под "Катюшу" китайские дети

За рубежом во многих странах Европы есть резервные базы и у нас все время говорят, что хорошо бы создать что-то еще дополнительно к уже существующей системе. АэроГЛОНАСС предлагал создать свою защищенную базу, дублирующую базы ГИБДД. Предложения такие были, но в итоге мы так и живем на грани погружения в хаос, если она глюкнет основательно.

Что касается проблем для автолюбителей с выплатой штрафов, то это как раз не так страшно — обычно дается срок на их выплату до 10 дней, и если срок просрочки составляет 1-2 дня обычно в ГИБДД на такое внимания не обращают.

Cергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:

— Пока предыдущие сбои вроде бы к серьезным проблемам не приводили, а чем чреват нынешний — никто не знает. Мы же не в МВД работаем и какая-либо информация засекречена. Я со своей стороны могу сказать только что подобный случай — не первый. До этого сбои случались в региональных отделениях, в городских. Страх в том, что теперь это — вся федеральная база, а полететь она могла из-за банального отключения подачи электричества в очень важный момент. А могла — и из-за системного сбоя.

Минимальными потерями для автолюбителей может быть то, что они не успеют закончить проблему регистрации и процедуру нужно пойти повторно. Такое случается, если сбой происходит в отделении — зависла система или весь Интернет. Если это региональные сбои, то могут быть утери данных по автовладельцам, но не касаемо базы. База-то — это то, что подгружается, она отдельна сама по себе и могут быть лишь не внесены какие-то данные по регистрации. Когда процедура пройдена, то они обычно попадают в базу.

Читайте также:  Белый дом: Трамп унаследовал кризис в отношениях с КНДР от прежней администрации США

 

Максимальные потери пока не озвучивались. Максимум, что может быть — это какая-нибудь утечка информации, но и то в оперативном порядке все это решается. Тем более, что это бессмысленно — несмотря ни на что база продолжает покупаться и продаваться. Поэтому я и думаю, раз база есть и в оффлайне, то причина сбоя системная, связанная с Интернетом. А база вряд ли может не грузиться, надеюсь, с ней ничего серьезного не произошло.

Константин Крохмаль, руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения»:

— Я думаю, раз это уже третий раз происходит, то пресловутый жареный петух уже не просто клюет — он уже выклёвывает параметры безопасности и на всех парах кричит, что ситуация, если ее кардинально не решить, будет повторяться все чаще и чаще. Смею заверить, что такие сбои не единичны, они случаются все чаще и чаще и кроме нервов, ужаса ничего не несут.

Все прекрасно помнят предыдущие сбои в базах ГИБДД, когда люди не могли получить права, когда нельзя было зарегистрировать автомобиль на портале «Госуслуги» — там были такие ошибки, что паспортные данные якобы недействительны и так далее.

Все дело в программном обеспечении и в контроле за данными, потому что возникает риск перемешивания данных, искажения, замены параметров и превращения их в неверные данные. Система видит паспорт, но говорит, что он недействителен и так далее. Наконец, есть риск, что их утечка попадет не в те руки — ведь есть не только открытая, но и закрытая часть базы данных, и тут уже кроме репутационного негативного эффекта еще и криминал может подключиться под это дело. Не случайно очень часто сбои возникают из-за хакерских атак и если такое скрывается — я считаю, что это неправильная позиция.

Читайте также:  Россияне массово отказываются от туров в Абхазию

Ведь база ГИБДД — это не база одного ГИБДД, она связана и с порталом «Госуслуги», а через него и с порталами ЖКХ, налоговых служб, парковок, мэриями и так далее. Система глобальная, и если мы видим, что в ГИБДД это все обрушилось, то может затронуть и «Госуслуги». Потому я бы и бил в колокола, что что-то с этими базами делается не так или некачественно. В европейских странах тоже бывает, что с базами данных происходят проблемы. Но там проблема сохранности данных все же более отработана, там есть система кластеров и базы редко «слетают» целиком — если это происходит с одной, то автоматически отключается связь с порталами их аналогов «Госуслуг». За рубежом выделяют огромнейшие суммы на создание систем безопасности вокруг таких баз, чтобы предотвратить утечки.

Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *