Проект-концепция модернизации дальних пассажирских перевозок на РЖД. Часть 1. «Вагон 2020»

Сначала новость, которая на прошлой неделе обошла основные СМИ. Выступая в Совете Федерации директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов анонсировал появление новых типов вагонов в ближайшие три года:

«Говоря о долгосрочной программе закупки пассажирских вагонов дальнего следования, прежде всего мы подразумеваем закупку инновационного подвижного состава — это вагоны проекта 2019 и вагоны проекта 2020. Эти вагоны будут пополнять парк «Федеральной пассажирской компании» уже в близлежащей перспективе на три года. Помимо отдельных технологических новшеств, внедрение инновационных вагонов позволит перевозчику получить ряд экономических выгод.»

Вагон-2019 массово заменит существующие одноэтажные купейные вагоны, сказал Пегов. На смену плацкартным вагонам придут новые вагоны открытого типа, оснащенные кондиционерами, биотуалетами, имеющие улучшенные потребительские и технико-экономические характеристики. По его словам, их закупка позволит сохранить стабильность социально значимых перевозок и безболезненно перейти к новой продуктовой линейке в условиях скачкообразного массового выбытия подвижного состава до 2025 года.

«Двухэтажные вагоны проекта 2020 мы планируем использовать на маршрутах с наибольшим пассажиропотоком и инфраструктурой, обеспечивающих их эксплуатацию. Использование данных вагонов позволит нарастить предложенные емкости и снизить расходы «Федеральной пассажирской компании», при этом улучшить предложение для клиента, отказавшись от менее привлекательных плацкартных вагонов и снизить цену билета относительно купе»

ТАСС

Разумеется, всех заинтересовало, что за новые вагоны предполагаются. По концепции «вагона проекта 2019» сверх того, что анонсировано в новости, ничего найти не удалось. Предположу, что речь идёт о модернизации существующих вагонов ТВЗ модели 61-4447, базовая конструкция которых не меняется с 1946 года. Поэтому вряд ли тут можно ждать прорыва, разве что есть надежда, что традиционную и на мой взгляд безнадёжно устаревшую планировку плацкарта заменят на что-то принципиально новое. Благо, весьма интересные идеи можно подсмотреть у китайцев (вариант раз, вариант два).

Китайский плацкарт, вариант 1. Сделан на базе советского ЦМВ, то есть практически в кузове тех же габаритов и планировки, но с перепланировкой самих жилых отсеков.

(подробно)

Китайский плацкарт, вариант 2. В скоростном поезде Пекин — Шанхай. 60 мест на вагон, правда, не только за счёт плотной планировки, но и отстутствия купе проводника, угольного котла, титана и нерабочего тамбура. Плотновато, тем не менее, длина спальной полки там 195 см.

(подробно)

Зато по вагонам «проекта 2020» удалось найти очень подробную и наглядную информацию. Как оказалось, «вагон 2020» — это один из ключевых элементов новой концепции дальних пассажирских перевозок на ЖД, которую разрабатывает некоммерческой партнёрство «Консорциум центров экономических программ и стратегий» для РЖД. Реализация этой концепции позволяет значительно повысить рентабельность пассажирских железнодорожных перевозок, и сохранить поездам дальнего следования привлекательность для массового пассажира в диапазоне 600 — 2000 км в условиях всё нарастающей конкуренции со стороны автомобильно и авиационного транспорта. Но обо всём по порядку.

Читайте также:  Ученые: езда на велосипеде повышает шансы на долгую жизнь

Если быть последовательным, то сначала следовало бы рассказать о новой концепции пассажирских перевозок, а затем об одном из её элементов — двухэтажном вагоне «проекта 2020«. Но я решил порядок нарушить и начать с презентации новых вагонов, чтобы не растерять интерес у читателей (информация с текстом, таблицами и графиками большинству гораздо менее интересна, чем информация с красочными рисунками). О концепции пассажирских перевозок с использованием вагонов «проекта 2020» я расскажу во 2-й части, а в 3-й напишу свою точку зрения и критику. Ну а пока только о «вагоне 2020» с небольшими комментариями:

Для любителей видео интервью с президентом НП «Консорциум центров экономических программ и стратегий» Владимиром Егоркиным:

http://www.rzdtv.ru/2017/07/03/vagon-2020/

Кратко суть его интервью. Дальние пассажирские перевозки на РЖД технически и концептуально застряли в 60-х годах прошлого века, что приводит к большим издержкам. Например, в авиации за этот период сменилось 4 поколения авиалайнеров, каждое новое поколение снижало себестоимость авиаперевозок на 10 — 15%. Концепция «вагона 2020» позволит совершить качественный рывок из середины XX века в XXI, сократить себестоимость перевозки в купе в 2 раза в сравнении с одноэтажным купейным вагоном и на 25% в сравнении с плацкартным вагоном. В концепции «вагона 2020» плацкарт будет заменён 4-местными купе эконом-класса, а купе — одно и двухместными купе «бизнес-класса». Подробнее обо всём в буклете, который можно скачать здесь. Привожу его в полном объёме:

2.

3.

4. Вагон будет состоять из трёх нерасцепляемых секций, в месте сочленения две соседних секции опираются на одну общую тележку. Это позволяет сэкономить место и вес. Всего длина трёхсекционного вагона 71 метр (чуть меньше 3-х «традиционных» вагонов).

5. Тележки будут с пневмоподвеской, причём обещают сделать наклоняемый в кривых кузов (т.н. активный тилдинг). К слову, мне неизвестно о применении оного на вагонах локомотивной тяги (Talgo — это немного другое, там применяется пассивный тилдинг, то есть вагоны за счёт оригинальной конструкции подвески вагоны наклоняются под действием естественной центробежной силы). Управляемый (активный) тилдинг пока применяется только на МВПС (преимущественно скоростном), то есть у РЖД есть шанс стать первыми в мире. Хотя заявка смелая, учитывая, например, что даже наклоняющийся «Аллегро» ходит по путям РЖД с отключённым тилдингом (не смогли согласовать его работу с РЖДшными путями).

Читайте также:  Понадобится 500 противоракет: Россия раскрыла США способ перехвата одной ракеты "Сармат"

И да, будут применяться т.н. «малолюдные технологии», то есть всего один проводник на три секции (сокращение в расчёте на одного пассажира в 4 — 5 раз!)

6. Весогабаритные характеристики новых вагонов. За счёт двухэтажного расположения купе вагон будет значительно выигрывать перед плацкартом по массе и длине тары на одного пассажира.

7.

8. Малолюдные технологии обслуживания пассажиров позволяют существенно сэкономить на персонале и площадях вагона. В традиционных вагонах имеется 2 проводника на вагон, причём у них есть служебное спальное купе и рабочая комната. В данном вагоне проводник один, спального место ему не нужно, но это ограничивает предельную дальность маршрута одними сутками (больше дежурить просто не допускается Трудовой кодекс). Впрочем, теоретически можно организовать смену проводников в пути.

Ещё в таблице приведены размеры пассажирских купе. Объём четырёхместного купе составляет 7,9 м3, что несколько меньше традиционного прежде всего за счёт сокращения высоты на полметра (иначе невозможно вписать в габарит два этажа). Это минус, в «вагоне2020» нельзя будет сесть на 2-й полке, также полностью отсутствует место для крупного багажа. Зато ширина купе увеличена на 10 см, и ширина спальной полки также на 10 см (с 60 см до 70 см). Ну и нужно учитывать, что новое купе позиционируется как замена плацкарта, поэтому некоторое снижение объёма вполне оправданно.

9. Концепция создания вагона. Как видим, основных цели две: снижение себестоимости перевозки и повышение комфортности поездки. Причём, судя по всему, основной упор делался на первое.

10 — 11. Схема двухэтажного вагона эконом-класса (для полного просмотра воспользуйтесь прокруткой). Всего в вагоне 46 купе (84 места), 12 туалетов, миниатюрная «служебка» проводника, техническое помещение (как понимаю, для складирования белья), два тамбура и зоны с торговыми автоматами и камерами хранения крупного багажа возле них. По вместимости такой вагон аналогичен 3,5 плацкартным или 5 купейным вагонам «традиционного» типа.

12 — 13. Схема двухэтажного вагона бизнес-класса. Двухместные купе с индивидуальными санузлами (60 купе, 120 мест). Предполагается, что купе будут покупаться целиком, то есть случайное попадание незнакомых людей в одно купе исключено. Фактор «с попутчиком не повезло» просто вырезан. С другой стороны, нет шансов и на романтичное знакомство.

13а. В буклете нет, но в передаче ещё рассказывается об одноместных купе с боковым расположением полок и центральным проходом. Вот скрин с видео:

Читайте также:  Ученые рассказали о глобальных катастрофах и великих достижениях, ожидающих человечество

Если я ничего не напутал, то будет 96 таких купе. Спальное место будет трансформировать в кресло. Точные размеры из скрина не понять, но очевидно, что ширина будет примерно 110 см, а длина заявлена как 190 см. На мой взгляд, маловато, даже китайцы делают боковые спальные места в плацкарте длиннее (195 см). А тут куда более высокий класс (как конкретно он будет позиционироваться, не сказано, но явно не «эконом»).

13б. Интерьер одноместного купе.

13в. Спальное место трансформируется в кресло.

14. Интерьер четырёхместного купе.

15. Возле входов будет багажное отделение с ячейками для крупного багажа. То есть теперь багаж не нужно тащить с собой в купе (где для него попросту нет места). Правда, вместимость этого под вопросом, также не понятно, влезет ли в них действительно крупный или длинномерный багаж, такой как лыжи или велосипед. Если нет, то это существенная недоработка.

16. Есть холодильники и торговые автоматы.

17.

18. Экономические показатели. Интересно, что тут снижение себестоимости поездки в сравнении с плацкартом прогнозируется на 20%, а в интервью Владимир Егоркин говорит о 50%. Нестыковочка…

19. Последний кадр. Затраты. Требуется 400 млн. рублей на разработку и сертификацию и 2,6 млрд. рублей на внедрение в производство. В масштабах РЖД не бог весть какие затраты, но как показывает практика, по ходу дела они могут возрасти в разы.

Ну и отмечу, что дата презентации — 6 июня 2016 года, дата передачи на «РЖД-ТВ» — 3 июля 2017 года. То есть эта концепция существует уже 2 года, и пока особо не продвинулась. Учитывая, что требуется разработка, испытания, доработка, модернизация производства и эксплуатации, фактически, скорее всего, «вагон 2020» станет «вагоном 2030». Так что подождать придётся. И в ходе доведения концепции до реального производства и эксплуатации она может существенно поменяться…

Ну как вам «вагон 2020»? Нравится или не очень?
Лично я саму концепцию в целом оцениваю очень высоко, если она реализуется, то это будет реальный прорыв на принципиально новый уровень. Но вот по исполнению, на мой взгляд, есть огрехи, некоторые серьёзные. Об этом подробно я напишу в третей части, а также сравню с зарубежными аналогами.

А пока пишите в комментариях своё мнение. Что понравилось, что нет, различные замечания и предложения. Если будет что-то интересное, я включу в 3-ю часть, а там, может быть, и до разработчиков дойдёт.

Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *