Санкции против Беларуси или России – потери для польского бюджета

В конце сентября США одобрили продажу Польше 32 новейших военных самолетов F-35 Lightning II. Трансакция предусматривается приобретение Варшавой не только летательных аппаратов этого типа, но и 33 двигателей Pratt & Whitney F-135. Стоимость сделки, предварительно, оценивается в 6,5 млрд долларов. Предполагается, что F-35 заменят имеющиеся на вооружении польских ВВС самолеты Миг-29 и Су-22 советского производства.

На сегодняшний день основную ударную силу ВВС Польши составляют 48 истребителей F-16 (США), а также наследие коммунистической Польши – 32 МиГ-29 и 18 Су-22 (по некоторым данным из них боеспособны 21 и 12 соответственно).

Что касается Су-22, то в 2014 году было принято решение о продлении их ресурса на 10 лет до 2024 года. Однако возможности этих машин ограничены и самолеты пригодны в основном для отработки вопросов взаимодействия авиации и сухопутных войск в ходе учений.

В свою очередь, в последние годы несколько МиГ-29 ВВС Польши были потеряны из-за аварий, связанных с неудовлетворительным техническим состоянием самолетов, и сегодня полеты машин этого типа приостановлены.

Поэтому основная нагрузка по охране польского воздушного пространства лежит на десятке находящихся в строю F-16C/D. Эти данные неофициально подтверждают как политики, так и военные.

Польское минобороны заявило о планах укомплектовать истребителями пятого поколения первую эскадрилью (16 машин) до 2026 года, а вторую – до 2030 года.

Вероятно, эти планы придется скорректировать, поскольку Варшава не предполагала, что в этом году министерство обороны США не будет вводить истребитель F-35 в полномасштабное производство, возможно, даже отодвинет сроки до января 2021 года. Как заявила Эллен Лорд, глава отдела закупок Пентагона, она подписала протокол, который откладывает решение по этому вопросу на 13 месяцев.

Читайте также:  В Москве проходят дебаты Навального и Стрелкова

С принятием на вооружение F-35 Польша будет вынуждена создавать новые авиабазы или модернизировать старые, подготовить летный и инженерно-технический состав. Дело это довольно затратное, например, подготовка пилота базовой квалификации для истребителя F-16, имеющегося у Польши, составляет около 5,6 млн долларов, а для истребителя F-35A в два раза дороже – 10,17 млн долларов. На все потребуется несколько лет и еще дополнительные сотни миллионов долларов.

В связи с этим, до момента достижения оперативной готовности первой эскадрильей F-35, польскому руководству придется каким-либо образом поддерживать боевой потенциал национальной авиации, а это, в соответствии с первоначальными планами, может растянуться где-то на семь лет.

Варшава рассматривает различные возможности повышения боеспособности польских ВВС на этот период. Для обеспечения разведывательных, ударных задач и охраны воздушного пространства страны, среди прочего, говорится как о покупке подержанных F-16, так и о более бюджетном варианте – приобретении самолетов M-346FA. Следует подчеркнуть, что любое из этих решений повысит и без того рекордные расходы на оборону.

Вместе с тем, довольно выгодным решением, особенно если сравнивать с дополнительной закупкой F-16, для Польши могла бы стать модернизация имеющегося парка и в первую очередь МиГ-29.

Напомним, что российский военпром обладает потенциалом обслуживания и модернизации военной техники советского и российского производства для других стран Евросоюза. Однако Польша, ориентируясь на тесное сотрудничество с США, отказалась от связей с Москвой.

Опыт ремонта различных типов самолетов есть и у Беларуси. Выполнить модернизацию Су-22, Су-25, Су-27 (Су-30), МиГ-29 способен ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» в Барановичах. Но тут препятствием для такой трансакции становится запрет Брюсселя на экспорт вооружений в страну. Даже временный ввоз самолетов стран-членов ЕС на белорусскую территорию расценивается, как экспорт. Пример тому недавний инцидент с капитальным ремонтом Су-25 ВВС Болгарии на заводе в Барановичах.

Читайте также:  СМИ: Глава МИД Британии назвал Brexit "дурдомом"

Примечательно, что Варшава, поддерживая политику Вашингтона и санкции ЕС, кроме общего финансового ущерба, испытывает и сопутствующие негативные эффекты. Это не только финансовые потери для бизнеса или дополнительные расходы польского бюджета, но и дополнительное бремя для простого налогоплательщика.

Николай Астровский

Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *