«Строили авианосцы, теперь ржавые корыта по помойкам скупаем»

Декоммунизация наносит по промышленности удар за ударом.

Хозяйственный суд Николаевской области утвердил отчет о ликвидации публичного акционерного общества «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ). В советские времена это было одно из крупнейших кораблестроительных предприятий в мире (по некоторым оценкам – самое крупное).

Завод совсем немного не дожил до 125-летнего юбилея. Он был открыт в Николаеве в конце 1896 года и назван «Наваль». Именно Николаевский завод получил заказ на производство машин и судовых башен для легендарного броненосца «Потёмкин». В начале ХХ века на предприятии был налажен полный цикл производства судов. На нём построили один из лучших линкоров в мире того времени «Императрица Екатерина Великая» и первый в истории подводный минный заградитель «Краб».

После установления в Николаеве советской власти завод был национализирован и модернизирован. В 1930-е годы на нём было налажено производство крейсеров, подводных лодок, эсминцев, ледоколов для нужд Черноморского и Тихоокеанского флотов, а также для Северного морского пути.

 

В 1944 году завод был практически полностью уничтожен отступавшими немецко-румынскими войсками (из 784 зданий сохранились только два). Однако восстановление завода, начавшееся ещё до окончания Великой Отечественной войны, произошло в фантастически короткие сроки. Уже в конце 1945 года на предприятии начали достраивать суда, эвакуированные из Николаева перед началом оккупации.

В послевоенные годы завод стремительно развивался, превратившись в одно из градообразующих предприятий Николаева. Строились цеха, осваивалось производство новых типов судов: научно-исследовательских, китобойных, сухогрузов.

Пик развития предприятия (которое с 1968 года стало называться Черноморским судостроительным заводом) пришелся на 1960–1980-е годы. В 1962 году на заводе началось строительство авианесущих кораблей. Сначала – вертолётоносцев, затем – тяжёлых авианесущих крейсеров (ТАВКРов), первый из которых, «Киев», был спущен на воду в 1972 году. ЧСЗ был единственным в СССР заводом, строившим авианосцы.

Читайте также:  В Волоколамске проведут поголовную диспансеризацию после выброса газа на полигоне

Работу Черноморского судостроительного завода поддерживал целый комплекс научно-исследовательских и образовательных учреждений. На балансе у завода находились 23 детских сада, пансионаты, санатории, библиотеки, коммунальные предприятия, Дворец культуры. На ЧСЗ и в его дочерних структурах работали до 40 тыс. человек (примерно четверть трудоспособного населения Николаева).

С учетом того, что авианосцы – одна из наиболее высокотехнологичных разновидностей продукции в машиностроении, ЧСЗ советских времен можно было смело считать одним из самых технически развитых предприятий в мире. В 1988 году на его стапелях был заложен первый в истории советского кораблестроения атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск», который по ряду параметров превосходил передовые американские авианосцы.

 

Однако в 1990-1991 годах, перед окончательным развалом СССР, все начало сыпаться. Посетивший ЧСЗ в ходе своего предвыборного турне будущий президент Леонид Кравчук пообещал, что завод продолжит строить авианосцы, но куда там! В 1992 году порезали на металлолом «Ульяновск». В 1998 году продали китайцам готовый на 70% ТАВКР «Варяг», который затем был введен в состав Военно-Морского флота КНР как авианосец «Ляонин», первый в Китае.

ЧСЗ «сбросил» с себя всю социальную инфраструктуру, а затем начал массовые сокращения персонала. Как пишут на городских форумах Николаева, бывшие корабелы либо уезжали работать по специальности за границу, либо пополняли армию челноков и рыночных торговцев. Завод резко сократил количество спусков новых судов. В 1990–2000-е годы он спустил на воду лишь несколько танкеров-продуктовозов.

В 2003 году украинские власти исключили ЧСЗ из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже. На заводе обосновались коммерческие структуры. С территории ЧСЗ стали вывозить уникальные станки.

В 2010 году, после прихода к власти Виктора Януковича, была предпринята попытка возрождения ЧСЗ. Начался поиск коммерческих заказчиков, в рамках госзаказа на предприятии стартовало строительство корветов для украинского флота, но в 2014 году все работы на ЧСЗ были свернуты. «На бумаге» на предприятии из бывших 40 тыс. числились около 800 работников, но фактическое количество занятых составляло… 55 человек.

Читайте также:  Плоды толерантности, или "Спасибо, фрау Меркель"

«Заводы стоят разграбленные, специалистов нет» – так характеризовал в 2015 году положение в украинском судостроении председатель «Комитета спасения Черноморского судостроительного завода» Игорь Овдиенко, бывший директор ЧСЗ.

 

В 2018 году хозяйственный суд Николаевской области признал Черноморский судостроительный завод банкротом. В 2019 году Николаев посетил президент Зеленский, пообещавший возродить программу строительства корветов, но это обещание провалилось туда, куда и все обещания Зеленского.

И вот завод официально ликвидирован. Его ликвидатор Ольга Протасова зачитала в суде отчет, согласно которому у предприятия не осталось никакого имущества. За остатки собственности гиганта мирового судостроения ликвидаторы выручили 151 млн гривен (менее 6 млн долларов), которые ушли на погашение долгов перед кредиторами.

Сайты Одессы и Николаева забиты гневными комментариями местных жителей, возмущенных ликвидацией уникального завода.

«Убила Николаев украинская власть. Остались вокруг поля, мова, вира, гыднисть. Пышайтесь дальше. Флаг в помощь», – пишет один из комментаторов.

 

«Строили авианосцы, теперь ржавые корыта по помойкам скупаем… Слава Украине!» – издевается другой.

 

«Конец ЧСЗ – отражение истории незалежности Украины. За 30 лет одна из наиболее развитых стран Европы стала полуколонией, живущей по указаниям из США и ЕС», – отмечает интернет-пользователь под ником Макиавелли.

За время своего существования ЧСЗ спустил на воду около 1000 судов различного назначения и пережил несколько войн. Однако самостийность заводу-гиганту было не пережить.

Символично, что за несколько месяцев до ликвидации завод «декоммунизировали», сорвав с его фасада советские ордена.

Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *