Тендер на вылет шереметьевского авиаузла

В последнее время на всех уровнях власти особое внимание уделяется отечественной авиации. Особое внимание — пассажирским авиаперевозкам. В этом году только профильные комитеты и комиссии Совета Федерации, Госдумы неоднократно рассматривали вопросы тарифной политики, развития портовой инфраструктуры, регулирования цен на авиабилеты. Но другая острейшая проблема, как теперь выясняется, оказалась вне поля зрения. Речь о грузовых перевозках в крупнейшей авиагавани страны.

Более 70 представителей авиационных грузоперевозчиков обратились к премьер-министру России Дмитрию Медведеву и руководителю ФАС Игорю Артемьеву с просьбой разобраться в практике работы «Аэро­флота» и избранного им грузооператора. Письмо подписали семь десятков представителей профессионального сообщества. Речь идёт о весьма непростых взаимоотношениях грузоотправителей и грузополучателей с компанией «Аэрофлот» и компанией, осуществляющей наземное обслуживание грузовых и почтовых перевозок ООО «Москва Карго». На взгляд подписантов, прежде всего можно с уверенностью говорить о «монополизации обработки грузов в аэропорту Шереметьево», что повлекло за собой «ухудшение качества и удорожание услуги».

Попробуем разобраться, кто и чем загрузил грузовые компании и почему они решили поднять свои проблемы на «правительственную» высоту. Прежде всего поинтересовались составом подписантов жалобы. В их числе немало солидных транспортно-логистических фирм: «ТрансЛайн», «Юнион Логистик», «Гарантпост», «Авиаброкер», «Армадилло Бизнес Посылка», «Юнайтед Карго Системс»… Трудно заподозрить столь значительную по составу и количеству группу профессионалов в предвзятом отношении к своим, без преувеличения, стратегическим партнёрам. Ведь у «Аэрофлота» сегодня позиции ведущего российского перевозчика. Почему же тогда компании, бизнес которых напрямую связан с авиаперевозками, решили вынести сор из избы?

Тендер на вылет

Два года назад аэропорт Шереметьево решился на большие перемены, доверив «Москве Карго» обслуживание грузового потока. По итогам тендера прежний основной оператор «Шереметьево-Карго» был, по сути, отстранён от дел. О том, насколько болезненной для клиентов стала эта замена, издания тогда писали наперебой, называя происходящее в главном аэропорту страны не иначе как «грузовой коллапс». Неужели за два года работы победитель не сумел погасить уровень недовольства клиентов?!

Читайте также:  Доллар взлетел

Оставшись без выбора, грузовые перевозчики вынуждены принимать условия, по сути, единственной компании, которая открывает для них свои объятия.

Текущие отзывы о работе грузооператора неприятно удивляют схожестью тональности. Что два года назад, что сейчас клиенты жалуются на неорганизованность, непрофессионализм, безответственность сотрудников «Москва Карго». Судя по фотографиям, выложенным в сети Интернет, грузы регулярно покидают крытые складские помещения и оказываются под открытым небом. Рассказывают про многочисленные случаи падения грузов с телег.

Но вернёмся к нашим подписантам. В обращении к премьеру говорится о добровольно-принудительных договорных отношениях, в которые предлагается вступать клиентам «Аэрофлота». «В конце августа 2015 года ПАО «Аэрофлот», на долю которого приходится 81,8 процента (по данным за 2016 год) всех рейсов в аэропорту Шереметьево, передало обслуживание грузов на всех своих рейсах в компанию «Москва Карго» и с этого момента, ссылаясь на заключённый с ней договор, прекратило передачу грузов по указанию отправителя другому грузовому терминалу — АО «Шереметьево-Карго».

Без преувеличения можно сказать, что данное решение «Аэрофлота» ударило по значительной части грузовой клиентуры на рынке в Шереметьево. Получатели и отправители, желающие обслуживаться на терминале «Шереметьево-Карго», исторически обеспечивающем более высокое качество услуг, не смогли отправлять грузы на рейсах ПАО «Аэрофлот», и, в свою очередь, клиенты «Аэрофлота» потеряли возможность обслуживать свой груз на терминале «Шереметьево-Карго».

Они напоминают о том, что «Аэро­флот» на некоторых направлениях является единственным, безальтернативным перевозчиком в Москву. И в этом случае грузоотправители начинают чувствовать себя его крепостными: они в принципе не могут выбирать грузовой терминал для обслуживания своего груза. Не сбежишь ни с борта, ни с терминала…

Скованные одним Карго

Оставшись без выбора, грузовые перевозчики вынуждены принимать условия, по сути, единственной компании, которая открывает для них свои объятия, однако обслуживаться в «Москва Карго» они не рвутся и по причине высоких тарифов, о чём также сообщают главе российского кабмина.

Читайте также:  «Что делать пиарщику в соцсетях в 2020 году?»

Партнёрство без выбора — это как любовь без взаимностей или дружба по принуждению. В таких обстоятельствах, как показывает практика, очень легко перейти границы законности и попасть в совсем иную сферу отношений — административно-правовую. Участники рынка наземного обслуживания грузов в аэропорту Шереметьево считают, что в их случае стоит говорить о сговоре двух хозяйствующих субъектов, сам факт которого наносит «существенный вред состоянию конкуренции на рынке обслуживания грузов в аэропорту Шереметьево» и их правам как потребителей.

Безусловно, необходима официальная, неформальная и непредвзятая проверка изложенных фактов. О правилах игры в «закулисье» Шереметьево знает сравнительно узкий круг предпринимателей, но при этом каждый из нас в конечном итоге становится косвенно причастным к ним. Любые отклонения в процессе доставки грузов жёсткая логика рынка конвертирует в дополнительные надбавки, которые компании «раскидывают» по традиции на потребителей. Возможно, если бы участники сферы авиационных грузоперевозок более взвешенно подходили к соблюдению антимонопольного законодательства, то и обычные пассажиры и клиенты воздушной гавани смогли бы платить чуть меньше, а позволять себе — чуть больше. Мечты? Не скажите! Профессионалы рынка отлично знают, что самолёты должны не просто «наматывать» маршрутные круги, а с максимальной эффективностью выполнять свою функцию по перевозке пассажиров и грузов. За полупустые самолёты, равно как и их грузовые отсеки, будет в итоге платить пассажир!

Поэтому, обращаясь к премьеру, грузовые перевозчики пекутся не только о себе, они просят за многомиллионную армию авиапассажиров, львиная доля которых летает самолётами «Аэрофлота».

Свежо предание, но хочется верить…

Совершенно удручает и существенная разница между тем, как в реальности обстоят дела, и тем, как избранный оператор наземного обслуживания видит положение дел. В начале июня на официальном сайте компании «Москва Карго» появилось сообщение о том, что компания прошла аудит со стороны авиакомпании «Аэрофлот» без единого замечания.

Читайте также:  Федрезерв США скоро поднимет ставку – рубль пойдет вниз

«Представители авиакомпании также остались довольны квалификацией персонала, отметив, что в ходе проверки сотрудники ООО «Москва Карго» продемонстрировали хорошие знания локальных нормативных документов и сути выполняемых процедур», — сообщает пресс-служба компании. «Успешное прохождение аудита является свидетельством плодотворного сотрудничества ООО «Москва Карго» и ПАО «Аэро­флот» и эффективным инструментом улучшения качества обслуживания грузовых перевозок», — это заключение опять из официальной ленты грузооператора. Звучит как тост, и как хотелось бы верить в это.

Но вот факты иного порядка. Например, специфические особенности взимания платы, фактически увеличивающие стоимость обслуживания в «Москве Карго». Груз свыше 80 килограммов с пассажирских рейсов считается почему-то тяжеловесным и оплачивается по повышенному тарифу. Установлен высокий минимальный сбор для ценных, но совсем незначительных по весу грузов. Хранение в «Москве Карго» считают по объёмному/платному весу, а не по весу брутто.

В ближайшее время «Москва Карго» планирует ввод в эксплуатацию первой очереди своего грузового терминала. В новом карго-комплексе установят, судя по официальному сообщению, уникальную для России автоматизированную систему хранения и обработки грузов от мирового лидера в области оснащения грузовых терминалов. А это подразумевает и новые стандарты качества обслуживания грузов в Шереметьево, обещает пресс-служба компании. Позволим себе только одно уточнение: подаваемая как уникальная система хранения и обработки грузов действовала в адаптированном варианте у предшественника «Москва Карго».

Хочется верить, что планы по формированию глобального грузового хаба на базе аэропорта Шереметьево (а разговоры о нём идут не первый год) всё же обретут реальные контуры. И место в нём найдётся не только для избранных, но и всех участников рынка наземного обслуживания.

Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *