В Улан-Удэ прошел первый квадро- мотофестиваль «Кубок шамана»

Эндуро — это дисциплина в мотоспорте, соревнования в которой проходят, как правило, по пересеченной местности. И по многу часов или даже дней мотоциклисты преодолевают дистанцию на своих железных конях. Грязь, пот, падения, подъем, победа или поражение.


фото: Александр Курбаткин

Хулиганистый мальчик — это наш земляк Николай Нищенко. Четырежды чемпион мира по спидвею, легенда и гордость всех мотоциклистов республики. Трагически погиб в гонке. В честь него названы школа, улица и соревнования, о которых речь, а не сказать про Николая просто не получится. Чем сейчас живет мотоспорт Бурятии, на чьем примере воспитывают молодежь, и зачем нам «Кубок шамана», разбирался корреспондент «МК».

О спорте в целом

Мотокросс это на раз-два, спринтерская дистанция, выложился на полную за 15 минут, и все. Никто не говорит, что легко — трудно, но вот эндуро — это совсем другое. Профессиональные гонки длятся несколько дней, а мировой чемпионат длится шесть. Дни и ночи ты со своим байком. Хотя это тоже вершина айсберга.

Подготовка к первому в Бурятии квадро- и мотофестивалю «Кубок шамана-2017» шла долго и, как говорит президент федерации мотоспорта республики Юрий Черкасов, «домой было страшно идти, может, выгнали уже? Столько времени пропадать». Сам фестиваль задумывался как совокупность гонок — большое и красочное зрелище. Местом для проведения мероприятия стала тренировочная площадка федерации, расположенная неподалеку от поселка Эрхирик. От города, конечно, далеко, зато живописно, буквально в нескольких шагах «генеральский мост» и река Уда.

В рамках фестиваля прошел 3-й этап чемпионата по мотокроссу Бурятии, этап чемпионата России по ATV-трофи (гонки на квадроциклах), командное ориентирование и личное первенство в открытом классе. По словам Черкасова, название выбирали ребята из команды квадроциклистов, под стать всероссийскому этапу. Ведь Бурятия в первую очередь ассоциируется с Байкалом и шаманами. Чем не рекламный ход? Есть даже своя собственная эмблема и флаг. А это уже заявка на постоянство.

Читайте также:  Спортсмены Марий Эл отказались выступать на Евро-2017 под нейтральным флагом

Основные дисциплины, практикуемые федерацией, это мотокросс и собственно эндуро — внедорожная гонка. Последняя разделяется на два вида: легкое — для тех, кто к серьезным гонкам не готов и здоровье не позволяет, но хочется. И так называемое «хард»-эндуро — для тех, кто уже в теме и обладает недюжинной храбростью и самоуверенностью. Выбивающая из рук трасса, тяжелые погодные условия, жара, дождь, снег — неважно. Чем сложнее, тем экстремальнее. «Создать маршрут, по которому катают во всем мире, у нас не получилось, — объясняет Черкасов после гонки. — Регион небогатый, пришлось использовать рельеф местности, в итоге получили очень сложный маршрут даже для бывалых гонщиков. Одно болото чего стоит, потерял бдительность, контроль — и все, ты уже на земле».

«Гонка-огонь!» — восклицает самый молодой участник Юра Кузьмин.

Тезке председателя 16 лет, в федерации он уже 2,5 года. Байк чуть поменьше, чем у остальных, не хватает веса, вот и подскакивает на кочках как пушинка. Однако все это ерунда и только прибавляет азарта.

— Хочется, конечно, машину помощнее, но пока денег нет. Поэтому катаю на этом, он не мой, учебный, один такой на весь клуб, — рассказывает о своих мечтах Юрка.

Для него все серьезно — и пот, и вода, и грязь. Он каждый вечер проводит с дедом в гараже, крутит, вертит, колдует над своим простым мотоциклом не для соревнований. В федерацию его привела любовь к технике и до сих пор не отпускает. Парень хочет стать профессионалом, и кто знает, может быть именно из таких ребят и вырастают чемпионы, которые после каждого падения поднимаются, берутся за руль, рычат сквозь зубы от злости и продолжают идти вперед.

— Им есть на кого равняться, — говорит Черкасов, указывая на мальчишку. — Может, слышали о Николае Нищенко? Четырехкратный чемпион мира по ледовому спидвею, наш земляк, выходец из Улан-Удэ, начинал как все, просто за интерес. Если о нем немного рассказывать, то это — хулиганистый парнишка со спортивным характером. Только погиб трагически.

Читайте также:  Искушение позором


фото: Александр Курбаткин


фото: Александр Курбаткин
Президент федерации Юрий Черкасов проходит трассу.


фото: Александр Курбаткин


фото: Александр Курбаткин


фото: Александр Курбаткин


фото: Александр Курбаткин
Так выглядит байк после гонки.


фото: Александр Курбаткин
Прицеп используется как пьедестал — идеальное место для награждения.

Будущее в детях

Для всех, кто связал свою жизнь с мотоспортом, имя Николая Нищенко стало легендой. В 1993 году все газеты, как наши, так и зарубежные, напишут: «Во время показательного заезда на презентации новых моделей автомобилей «Вольво» в голландском городе Херенвен погиб чемпион мира по спидвею 1989 и 1991 годов Николай Нищенко. 34-летний российский спортсмен несколько дней назад приехал из Улан— Удэ…». Так закончилась карьера чемпиона. А вот так она начиналась.

В Советском Союзе жизнь мотоспорта была неразрывно связана с деятельностью ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Именно благодаря ему, как признавался Николай Нищенко в своих интервью, он стал человеком. Спустя год занятий в мотоклубе, Нищенко становится чемпионом Бурятии 1978 года. А ведь тогда мотоспорт был очень популярен, только в одном из клубов насчитывалось более 30 гонщиков. А в 1983 году дебютировал на чемпионатах СССР, после чего был включен в сборную страны, но к международным соревнованиям не допускался из-за судимости. В 89-м ему позволят выйти в мир, и он сразу заявит о себе, став чемпионом мира в личном и командном зачете. Затем свои достижения Николай повторит еще три раза. Мало кто сейчас знает о нем на родине. Но для мира он остается звездной величиной. Значит, все-таки у Бурятии мотоспорт в крови?

После перестройки добровольные общества позакрывали — где-то окончательно, где-то не совсем. Бурятии не повезло. В то время, когда Иркутский ДОСААФ и Читинский СКА воспитывали спортсменов, республика взяла 20-летний перерыв.

Читайте также:  Патриарх Кирилл призвал молиться за сборную России на чемпионате мира

По словам Юрия Черкасова, будущее мотоспорта полностью зависит от молодого поколения. Ну не может мужик в 40 лет сесть в седло и стать чемпионом! Поэтому сейчас необходимы всесторонняя помощь и заинтересованность высших эшелонов власти.

«На данный момент обсуждается проект с министерством спорта Бурятии о строительстве экстрим-парка. Прорабатывается место, ищутся инвесторы. Это не будет долгострой на пятилетку, с техникой и с людьми все можно сделать за несколько месяцев. Это нынешнюю трассу наша федерация пять лет строила своими силами, и то многого еще не хватает, — говорит Юрий. — Если будет такой центр, если будет финансирование, то мы сможем и детей привлекать, учить их не только ездить, но и разбираться в технике, что пригодится в жизни каждому настоящему мужику. Только так и никак иначе мы вернем себе славу и уважение. Чемпионов воспитывают, а воспитывают их такие, как мы».

На второй день фестиваля остались самые выносливые, этап «эндуро» проходил уже местным составом. Соперники из Иркутска и Читы приехать не смогли, хотя заявка была. Напоследок надо отметить, что большинство призовых мест в «серьезных» категориях все-таки забрали гости. В мотокроссе первое место ушло в Ангарск, в Читу — второе, в Улан-Удэ — третье. Не готова еще Бурятия показать свой оскал и оглушить всех ревом мотора, но потенциал есть. Это — наше, особенно для хулиганистых парней со спортивным характером. А пока мы будем ездить на «деревянных» байках, подвязывать экипировку бечевкой, брать самые сложные препятствия и, стиснув зубы, давить на газ, совершая безумные прыжки, позируя перед немногочисленными фотокамерами. Все еще впереди.

Не жмись, лайкни!!!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *