Как Народный банк зарабатывает на народе

Объем кредитного портфеля БВУ в сельском хозяйстве Казахстана достиг исторического минимума в начале текущего года. Такой вывод на основе данных Нацбанка Казахстана сделал портал ranking.kz.

Согласно приведенным данным, ранее существенное снижение кредитования приходилось на годы мировых экономических кризисов и связанных с этим проблем казахстанских банков второго уровня (БВУ) с доступом к фондированию. Так, в 2009 году объем инвестиций банков АПК составил всего 256,3 млрд тенге, или 3,5% от всего объема кредитования экономики. Уже в следующем году случился рост до 315,3 млрд (доля 4,1% от всех кредитов). Новый минимум пришелся на 2013 (324,8 млрд) и 2014 годы (380 млрд), когда доля кредитов АПК составляла 3,4%.

После этого снова фиксировался рост, продолжавшийся вплоть до 2018 года, когда на пике портфель кредитов в АПК «распух» до 681,2 млрд тенге (доля — 5,4%).
Рекомендуем приобрести на сайте малый комплект Fibaro по низкой цене.
И вот, в январе 2019 новое падение — до 1,8% (227,5 млрд) от всего объема кредитования экономики страны банками второго уровня.

Серьезное снижение зафиксировано в одном из основных зерносеющих регионов страны — Акмолинской области — с 50,9 млрд в декабре 2018 до 17,8 млрд в январе 2019. Пострадали и другие аграрные области: в Костанайской снижение с 16,2 до 14,6 млрд, в Северо-Казахстанской — с 10,4 до 9,4 млрд.

Ну а лидером по «усыханию» портфеля кредитов в АПК стала столица: если в декабре 2018 года объем инвестиций БВУ в компании Нур-Султана, связанные с сельским хозяйством, оценивался в 244,1 млрд тенге, то в январе 2019 — уже всего в 21,1 млрд.

Читайте также:  Часто используемые марки стали в производстве

В чем причина сокращения? В первую очередь, в проблемах самой банковской системы, отмечает эксперт ИА «КазахЗерно.kz». А именно, крахе «Цеснабанка», одного из основных инвесторов в АПК на протяжении долгого времени. Вспомним, что впервые о проблемах «Цеснабанка» стало известно в августе 2018. А уже в сентябре было зафиксировано серьезное сокращение кредитного портфеля в АПК Казахстана — до всего 493,6 млрд тенге (против 636 млрд тенге в августе).

После предоставления «Цеснабанку» ликвидности, казалось, положение стабилизировалось. Но в конце 2018 года положение вновь обострилось, что привело к смене собственника «Цеснабанка» уже в феврале 2019. При том, в январе 2019 кредитный портфель БВУ в АПК РК сократился до 227,5 млрд тенге (в декабре 2018 — 489,7 млрд).

Проблемы отдельных казахстанских банков, которые сыплются один за другим,   приводят к тому, что оставшиеся на плаву финансовые институты больше не рискуют идти в аграрный сектор, который считается высокорискованным.

Эксперты приводят следующие аргументы против инвестиций в сельское хозяйство:

— инвесторы не имеют достаточных гарантий по возврату выделяемых ресурсов;

— объем средств, необходимых для реализации инвестиционных проектов в АПК, значительно превышает объем предоставляемого обеспечения (залога). И к тому же, ликвидность его обеспечения крайне низкая;

— высокий уровень риска в сельском хозяйстве при отсутствии в стране развитого страхового рынка;

— отсутствие эффективного финансового менеджмента, что не позволяет инвестору контролировать ход реализации инвестиционных проектов.

В результате, складывается парадоксальная ситуация: правительство и Елбасы раз за разом говорят о необходимости раскрытия потенциала АПК и превращения его в локомотив экономики, но инвестиций в развитие агробизнеса (что позволило бы создавать рабочие места и обеспечивать занятость) днем с огнем не сыщешь. Банки отказываются принимать в залог недвижимость на селе, а ничего другого жителям села предложить нечего.

Читайте также:  Горячее или холодное копчение, плюсы и минусы

И даже предприниматели, желающие получить кредит для уже работающего бизнеса на селе, сталкиваются с тем, что их имущество (например, склады) оцениваются в сумму, намного меньшую реальной.

Единственным источником инвестиций в село остается государственный бюджет. Он вливает средства в агросектор либо через холдинг «КазАгро», либо через те же банки, но в рамках каких-то целевых программ. То есть, БВУ согласны быть лишь посредниками между бюджетом и аграриями, таким образом, минимизируя свои риски.

Еще одни способ застраховаться от возможных потерь — раздутые ставки по кредитам. Все привыкли к тому, что холдинг «КазАгро», получая деньги из бюджета, крестьянам отдает их уже под бешеный процент. Не отстают в этом и БВУ. Государству приходится тратиться еще раз на то, чтобы субсидировать процентные ставки через фонд «Даму», по сути дела, обеспечивая банкам гарантированную прибыль. Также «Даму» предоставляет и гарантии по кредитам, для решения уже упомянутой проблемы отсутствия залогов.

Так, по итогам 2018 года, по программе льготного финансирования через банки второго уровня в 2018 году было поддержано 17 690 проектов на общую сумму кредитов 248,5 млрд тенге. На 48% выросло количество проектов по инструменту гарантирования кредитов: 2018 году Фонд «Даму» предоставил 1 950 гарантий по кредитам предпринимателей на сумму 65 млрд тенге.

В результате, государство тратит все больше, но деньги идут прямиком в карманы банкиров, а не вливаются в село. И проблема сокращения кредитования АПК никуда не девается.

Читайте также:  Как собраться на корпоратив?

Неоднозначную позицию демонстрирует крупнейший банк Казахстана — Народный. Объем его активов на начало года составил 8, 76 трлн тенге, что почти в пять раз больше, чем у ближайшего конкурента. Так вот, при том, что  почти половина этого самого народа страны живет на селе, инвестиции в аграрный сектор никоим образом не являются его приоритетом. Можно вспомнить комментарий годичной давности председателя правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметовой с обозначением перспективных для вложений секторов экономики Казахстана: она назвала телекоммуникации, розничную торговлю и транспорт. О сельском хозяйстве — ни слова!

И это при том, что прибыль Народного банка по итогам 2018 года составила 284,71 млрд тенге. Вы понимаете это: банк за год заработал сумму большую, чем та, в которую оценивается весь кредитный портфель всех БВУ страны в АПК на начало 2019 года (227,5 млрд тенге)!

С учетом этих ресурсов, в силах одного только банка (с красивым названием «Народный») кардинально изменить печальную ситуацию с кредитованием села, оказав помощь половине народа Казахстана, живущей как раз на селе. Но нет.

Хотя, чему тут удивляться. Видимо, все дело в отношении к народу. Как вам такой факт:  в Грузии Народный банк выдает потребительские кредиты (в лари) под 9% годовых. В Казахстане (в тенге) — почему-то в три раза дороже, под 27%!

Вывод только один: казахстанские банкиры озабочены только тем, как заработать на своем народе, а не помочь развитию страны и нации. И пока так будет, перспективы и аграрного сектора, и в целом экономики — весьма печальны.

Не жмись, лайкни!!!


Вам понравиться