Про импортозамещение: замещать надо импортные торговые сети!
Кому принадлежат самые народные продуктовые магазины России шаговой доступности – «Пятерочка», «Билла», «Магнит» и прочие? Иностранным компаниям. Поэтому неудивительно, что в них не жалуют российского производителя – а вокруг закрываются молочные, мясные и хлебные ларьки с качественной отечественной продукцией. У моего дома было три таких ларька, четвертый – кавказская мини-пекарня с превосходным лавашем и самсой! В силу жестокой конкуренции и тесного знакомства с покупателями там просто невозможно было задирать цены и торговать тухлятиной.
Качественное изготовление вывесок по низким ценам.
Но не успел грянуть клич об импортозамещении – как эти ларьки закрыли один за другим! То же самое – с мини-рынками, сведенными до рынков выходного дня. А в будни что, народ не ест; скоропортящаяся не-химическая продукция вроде подмосковной клубники и зелени не растет? В сезон ей надо торговать с колес для поддержания нормального оборота пригородных фермеров; а ждать пять дней, пока дадут открыть прилавок – это ли не зуботычина российскому производителю?
Понятно, что всем рулят в этом вопросе взятки и откаты; но это истребление мелкой торговли, имеющей, кстати, огромное распространение во всей Европе – разве не экономическая диверсия?
Вот для пущей наглядности список крупнейших торговых сетей, имеющих десятки тысяч магазинов по России – с указанием их места регистрации:
«Ашан» (Франция);
«О’кей» (Люксембург);
«Пятёрочка» (Нидерланды);
«Перекресток» (Нидерланды);
«Карусель» (Нидерланды);
«Metro» (Германия);
«Лента» (Британские Виргинские острова);
«Билла» (Австрия);
«Магнит» (Кипрский офшор Lavreno Ltd.);
«Копейка» (Нидерланды);
«Корзинка» (Нидерланды»;
«Тройка» (Нидерланды);
«Семья» (Нидерланды);
«Мир продуктов» (Нидерланды);
«А5» (Нидерланды);
И прочие, и прочие, и прочие…
«Большой сегмент нашего кошелька приходится на товары первой необходимости: средства личной гигиены, моющие средства и так далее. Но вы отправляетесь в магазин – и что там видите? Зарубежные марки и дикую дороговизну, – говорит директор центра социальных технологий «Красс» Глеб Вещаев. – Получается, что иностранный капитал проник своими щупальцами в каждую клеточку российского бизнеса.
Сетевые гипермаркеты, продвигая чужих производителей, работают как огромные пылесосы: высасывают денежные потоки и уводят их за рубеж, работая откровенно против России. Это главная ударная сила западного бизнеса…
При всех заявлениях сетей, что они держат свои цены, вся нагрузка в этом плане легла на плечи наших производителей. Если раньше производитель возвращал этим сетям 5 процентов выручки в виде так называемых внутренних бонусов, то сейчас – уже 10 процентов…
Никакого импортозамещения не может быть, пока опутавшие Россию западные торговые сети функционируют как огромные фабрики по вывозу прибыли из России…»
Ну да, лоббирование западных торговых марок и удушение российских – это и есть настоящая политика этих сетевых монстров. Но кто в нашем правительстве лоббирует эту убийственную для нас экономическую политику?
До чего она сильна, я понял в свое время на примере Белгородской области, лидирующей у нас по сельхозпроизводству. Ее бессменный губернатор Савченко сумел отбиться от российских спрутов, включая семью Батуриных-Лужковых, пытавшуюся некогда оттяпать областные земли. Но даже позируя то и дело на ТВ в обнимку с Путиным, он так и не смог справиться с этими закордонными сетевиками. В пик сезона ни в одном областном «Магните» не продавались белгородские яблоки, помидоры, огурцы, знаменитый местный перец гогошар. Почему?
Мне объяснили сведущие люди: такова сетевая политика. Местные овощи и фрукты ни при какой погоде не должны попадать в сетевые магазины – и даже при демпинговой оптовой цене в 12 рублей за кило прекрасных местных яблок им был дан отворот.
Областная власть ответила на это таким паллиативом: у каждого сетевого магазина сколотили прилавки под навесами, где все желающие могли продавать свою опальную продукцию. Без всяких, строго-настрого, поборов от полиции – и местная торговля как бы раздвоилась в этом удивительном порядке. Покупатели привычным образом сперва идут туда, потом сюда: там покупают что-то сетевое, здесь – фруктовое и овощное.
Но это все равно крышка для наших огородников и садоводов, готовых растить отменные плоды, расширяться и заниматься необходимым семеноводством. Раз оптовый сбыт для них убит, как и элементарное разделение труда – они экономически убиты!
Кто-то может счесть, что все это для нас не главное: банальная всеобщая коррупция, какие-то там гогошары… А наше главное парит над Сирией, в полемиках со злодеем Эрдоганом, в выступлениях на мировых площадках Путина и Лаврова; сейчас – в переделке Конституции…
Но я бы так не думал. Когда-то я был свидетелем, как героический абхазский вождь Владислав Ардзинба общался с населением одной деревни – еще при жесточайшей блокаде Абхазии, доводившей ее до голодомора: «Как вы отсеялись по кукурузе?» Ему в ответ: «Да это чепуха! Как там идет полтика в Сухуми?» А он: «Вот как идет политика в Сухуми – это чепуха. А главное – как вы отсеялись!»
Потом та блокада была снята, жизнь в Абхазии наладилась – но я по сей день убежден, что этим «Как вы отсеялись?» мудрый абхазский вождь спас в свое время свой народ.
И мне кажется, что как мы сейчас отсеемся, как отобьемся от указанных сетей, работающих на истребление наших посевов – так и будем дальше жить.
Тут ведь и такой еще экономический момент. Чтобы построить новый самолет, нужно минимум лет пять – от начала проектирования до подъема в воздух прототипа. И еще лет столько же, чтобы все это дело окупилось. А торговля – самые быстрые и отдачливые деньги. Торговый павильон построить – две недели. Торговый центр – два месяца. И тут же деньги потекли рекой. А вот куда – на иностранные счета или на строительство своих самолетов – зависит от властного подхода. И экономический блок нашего правительства, состоящий якобы из просто либеральных дилетантов, этот наибольший денежный поток от нашей сетевой торговли направил откровенно на чужой карман.
Хотя принять на свой эти торговые сети – я думаю, вообще для нашей власти не вопрос. Для этого при ее так называемом ручном управлении есть тысяча и один способ. Как в анекдоте, когда пациент приходит к хирургу с жалобой на свой член и хирург ему: «Надо резать». Пациент в испуге бежит к терапевту, который утешает: «Какая чушь, просто примите эти две таблетки». – «Ну, принял, и что теперь?» – «Теперь сам отпадет».
Так же можно создать невыносимые условия для владельцев этих сетей, чтобы они в добровольно-принудительном порядке передали эти сети в доверительное управление отечественным собственникам. Только при этом нужны две вещи: политическая воля правительства и такие наши собственники, чтобы оказали не еще хуже тех заграничных упырей.