Холодильник начинает побеждать телевизор
В сентябре установлен абсолютный рекорд недоверия граждан к освещению экономических проблем в СМИ. Сегодня 65% россиян говорят, что медиа «неполно освещают ситуацию в российской экономике». На максимуме также находится общий показатель недоверия населения к отечественным СМИ – телевидению, радио и газетам. При этом в «карте страхов россиян» на первом месте с заметным отрывом находятся именно экономические проблемы – рост цен, потеря сбережений и недоступность привычных товаров.
Россияне словно не замечают рапорты чиновников о победе над инфляцией. Или даже игнорируют их, показывают социологические опросы. Текущие темпы роста цен, по официальной информации, находятся в России на историческом минимуме.
Рекомендуем качественные кипятильники http://ooopht.ru/kipjatilniki-hurakan.html.
Годовой прирост цен в сентябре составил всего 3,1%, рапортуют Росстат и Минэкономразвития. 3% за год – это практически незаметная величина. И озаботиться таким подорожанием рядовой гражданин скорее всего не сможет. Если год назад курица стоила 100 руб., а сегодня 103 руб., то кого это может взволновать? Если год назад пакет молока стоил 50 руб., а сегодня – 51 руб. 60 коп., то кого это может сильно озаботить?
Между тем реальная картина экономических проблем в глазах населения выглядит совершенно иначе, чем в официальных статистических отчетах. В «карте страхов россиян», которые регулярно составляют социологи, именно рост цен, обесценение сбережений и невозможность купить привычные товары находятся для граждан на первом месте. И этот факт подтвердил вчера проправительственный ВЦИОМ.
Индекс страхов социологи строят на основе ответов на вопрос «Как вы оцениваете вероятность появления следующих проблем в вашей жизни?». Ответу «полностью уверен, что случится» присвоен коэффициент 1, ответу «думаю, что случится» коэффициент 0,5, ответу «скорее случится» 0,1, ответу «скорее не случится» (-0,1), ответу «думаю, не случится» (-0,5), ответу «полностью уверен, что не случится» (–1). Чем выше значение индекса, тем более вероятным кажется россиянам наступление проблемы. Максимальный уровень общественных страхов в августе соответствовал проблеме «стали слишком дорогими или исчезли из продажи привычные товары, обесценились сбережения». А страхи перед болезнями, войной или преступностью у россиян значительно ниже.
Не менее примечательным оказался и опрос фонда «Общественное мнение» (ФОМ), который оценивал доверие россиян к СМИ вообще и к освещению ими экономических проблем в частности. В сентябре, по данным ФОМа, около 65% россиян заявили, что «российские СМИ – телевидение, радио, газеты – неполно освещают ситуацию в российской экономике». Это рекордный показатель со времени кризиса 2008 года. При этом больше половины граждан (51%) вообще не доверяют российским СМИ. Это также рекордный показатель за время наблюдений. Таким образом, похоже что «холодильник начинает побеждать телевизор» и россияне отворачиваются как от экономической пропаганды, так и от экономической информации.
«Люди ощущают на себе, что условия их жизни не соответствуют победным реляциям СМИ. Причем оптимистичный настрой «телевизора» в области экономики стал особенно сильно проявляться в последние месяцы, когда наметился общий экономический рост. Поэтому именно в последнее время, как показывают опросы ФОМа, усилился разрыв в представлении людей между «телевизором» и «холодильником», – говорит ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. «Причина усиления недоверия СМИ – в сочетании факторов: объективное продолжение кризиса с точки зрения доходов людей при увеличении оптимизма СМИ, воспринимаемого как неадекватный», – говорит эксперт.
«Влияние СМИ на восприятие экономики населением – минимально. Граждане больше доверяют своему кошельку и тем чекам, с которыми они выходят из магазина, а не информации, поступающей извне», – говорит старший аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич. По его словам, улучшение экономической ситуации может начать позитивно сказываться на благосостоянии населения ближе к концу 2017 – началу 2018 года.
«Традиционные СМИ, включая телевидение, постепенно теряют влияние на общественное мнение. Все уходит в социальные сети, в блоги, видеоблоги. Главными каналами коммуникации и доставки информации, конечно, потихоньку становятся сетевые СМИ», – отмечает завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Андрей Новиков-Ланской. Причин рекордного недоверия к СМИ эксперт видит несколько. Среди них и «проблема качества с экономической журналистикой, которой занимаются либо журналисты без специального экономического образования, либо экономисты, которые не очень хорошо владеют навыками журналистики».